Храм во имя Спаса Нерукотворного Образа

​Сухэ-Батора, 2, Иркутск
Оценка
Время на посещение

График работы

  • Ежедневно с 08:00 до 19:00

Другая информация


Описание

В Иркутском остроге первое десять лет не было настоящего храма. В 1972 году, в центре деревянной крепости казаки с боярским сыном Иваном Максимовым во главе и посадские люди выстроили первый деревянный храм «во имя Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа». Благославенную грамоту на постройку Спасского храма Тобольский митрополит Корнилий дал еще в 1670 году Точных сведений об архитектуре и убранстве Спасского деревянного храма специалистами пока не обнаружено. Но в описи Иркутска 1684 году читаем:

«Церковь эта была двухэтажная, холодная и теплая…: вверху холодная — в честь Нерукотворного Образа, внизу — теплая в честь Св. Николая. Она называлась соборною. Под папертью, кругом шесть лавок о двух житиях; колокольня новая рубленная, шатровая с переходы, а под нею 4 лавки да амбар церковный казенный…».

В 1706 году в южной стене острога, воевода А.С. Синявин с участем граждан города, заложили каменную Спасскую церковь. Строителем церкви был московский строитель Моисей Иванович Долгих, работавший до приезда в Иркутск на строительстве тобольских и верхотурских храмов. В 1710 году освящен был верхний холодный храм во имя Спаса Нерукотворного, в 1713 году освятили нижний теплый храм во имя Свт. Николая Мирликийского.

Первая перестройка храма была 1758 года, к трапезной была пристроена колокольня. На ней до начала ХХ ве­ка сохранялся механизм боевых часов с колокольным звоном.

В 1769 году во втором ярусе колокольни был устроен храм во имя Свт. Дмитрия Ростовского. В1770-е годы, когда население Иркутска значительно возросло, Спасский храм решено было расширить. Осенью 1777 году с северной стороны был заложен каменный пристрой: в нижнем этаже в честь Введения в храм Пресвятой Бого­ родицы (освящен 21.11.1778), вверху во имя Абалацкой иконы Богоматери (освящен 14.07.1784). В связи с устройством Дмитриевского придела под колокольней, по внешним стенам церкви (исключая восточную) на уровне второго этажа была устроена деревянная галерея с деревянным крыльцом. Галерея была разобрана в 1861 году во время ремонта храма. В это же время была заложена пустота в северной стене колокольни, устроенная раньше для лестницы на хоры Дмитриевского придела, восточная сторона церкви (апсида) была опоясана железными обручами. Этот ремонт уберег храм от сильных разрушений во время землетрясения 1861-1862 годов. В 1866 году в связи с выбором места для нового кафедрального собора архиепископ Парфений предложил Городской думе снести Спасскую церковь и на ее месте поставить новый собор.

Устояла Спасская церковь, находясь в эпицентре пожара. Огонь воспламенил деревянные стропила крыши северного придела, но вскоре был погашен. После пожара церковь была отремонтирована. В 1880 году на пожертвования И.Н.Трапезникова выстроена каменная ограда с железной решеткой. Такой ухоженной и справной шагнула церковь в свое третье столетие.

 

С установлением Советской власти в 1920 году все церковное имущество иркутских храмов было принято на государственный учет и сами храмы по решению гражданских властей передавались от одной общины к другой. В 1924 году Спасская церковь была передана вместе с Казанским и Богоявленским соборами обновленческой общине иркутских кафедральных соборов. В 1931 году Спасская церковь была закрыта для богослужения и приспособлена под сапожную мастерскую. В 1932 году храм могли взорвать вместе с Казанским собором, но заветный список Наркомата просвещения, в котором Спасская церковь числилась как исторический памятник, уберег ее от разрушения. Сорок лет в стенах древнейшего иркутского храма располагались мастерские, коммунальные квартиры, склады. К 1960 году храм пришел в полный упадок и запустение.

В 1960 году Спасская церковь была принята на учет как памятник архитектуры и истории. Началась подготовка к ее реставрации. В 1965 году московский архитектор Оранская Г.Г. подготовила проект реставрации, и через три года начались реставрационные работы. В процессе реставрации был разобран северный придел, растесаны окна на втором этаже храма, реконструирована настенная живопись южного и восточного фасадов. В воссоздании живописи принимали участие московские художники-реставраторы Грачев Л.М. и Маслов Е.М. Реставрация завершилась в 1980 году и памятник был передан в распоряжение Иркутского областного краеведческого музея.

2 сентября 1990 года в Иркутске произошло интересное событие: в город вернулись мощи святителя Иннокентия, первого епископа Иркутска, о судьбе которых с 1921 года, когда они были отправлены в Москву, ничего до последнего времени не было известно. Их нашли в г. Ярославле в фондах историко-архитектурного музея.

Иннокентий — православный священник, епископ Иркутский и Нерчинский (с 15 января 1727), первый правящий православный епископ Восточной Сибири. Прославлен Российской церковью в лике святых 1 [13] декабря 1804.

 

15 января 1727 Святейший Правительствующий Синод определил Иннокентию быть епископом Иркутским и Нерчинским. Дата считается днём основания самостоятельной Иркутской епархии.

Управлял Иркутской и Нерчинской епархией в течение 4 лет и 3 месяцев до своей смерти в 1731, проживая постоянно в Вознесенском монастыре близ Иркутска. Оказывал содействие 1-й камчатской экспедиции В. Беринга.

Умер в результате тяжелой болезни. Преставился в Вознесенском монастыре в субботу 27 ноября 1731 в седьмом часу утра.

Будучи человеком глубоко верующим, высокообразованным, деятельным, Иннокентий Кульчицкий много сделал для укрепления православия в Восточной Сибири, для религиозно-нравственного просвещения паствы. В день его вступления в должность на огромном пространстве было всего 43 церкви и 4 монастыря. За короткий срок возникли храмы в Нерчинском Заводе, Балаганском остроге, Селенгинске, Иркутске (Владимирская), Чите, Троицкосавске, многие церкви возобновлены и отремонтированы.

Народное почитание останков святителя началось в конце XVIII века вследствие обнаружения их нетленности. В последних числах сентября 1800 епископу Иркутскому Вениамину (Багрянскому) пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных мощей святителя для всенародного чествования. Преосвященный передал бывшим тогда в Иркутске сенаторам письмо для Государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Святейшего Синода рассмотрения дела. По распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин, который лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 докладывал Синоду. 1 декабря 1804 Святейший Синод с Высочайшего соизволения объявил:

«Тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя».

Мощи святителя были открыты 19 января 1805; 16 февраля того же перенесены в соборную церковь Вознесенской обители и открыто почивали там в серебряной раке. Мощи были вскрыты в 1921 и позднее вывезены из храма.

Память святителя и чудотворца Иннокентия, епископа Иркутского, совершается несколько раз в год: 10/23 октября — в день памяти Собора Волынских святых; 26 ноября/9 декабря — преставление; 9/22 февраля — обретение мощей; 10/23 июня — в день памяти Собора Сибирских святых; Третья неделя по Пятидесятнице — Собор Галицких и Санкт-Петербургских святых.


Отзывы

  1. Оставьте первый отзыв.

Оставить отзыв

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Посмотрите другие категории

x